К вопросу о правовом статусе лица, подавшего жалобу
на арбитражного управляющего в Росреестр
Что делать, если жалоба на арбитражного управляющего подана лицом, не являющимся участником дела о несостоятельности (банкротстве)?
В настоящее время в правоприменительной практике вопрос о правомерности возбуждения дела при таких обстоятельствах не решен. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области (далее – Управление) по данному вопросу считает необходимым отметить следующее.
Порядок рассмотрения обращений, жалоб граждан регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон об обращениях).
Из положений Закона об обращениях следует, что государственный орган вправе не рассматривать обращения граждан только в случае анонимного обращения. В остальных случаях государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обязаны рассмотреть обращение гражданина, при этом вправе сами запросить документы для разрешения, поставленных в обращении, вопросов по существу.
Установленный Законом об обращениях порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением тех, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Следовательно, обращения, содержащие данные о нарушении арбитражным управляющим законодательства о несостоятельности (банкротстве), подлежат рассмотрению в порядке, установленном КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в том числе являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Вместе с тем, КоАП РФ не предусматривает обязанность должностного лица при рассмотрении сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, устанавливать личность и подлинность подписи заявителя.
Пунктом 3 статьи 29 Закона о банкротстве и пунктом 10 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ к полномочиям Управления отнесено возбуждение дела об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего за неисполнение им обязанностей, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) и составление протоколов об административном правонарушении.
Таким образом, поступившая в Управление жалоба является только поводом к возбуждению административного дела. Оценка наличия достаточности данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, изложенных в обращениях, заявлениях и иной информации, являющейся поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, относится к компетенции должностных лиц Управления, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях.
Управление Росреестра по Ивановской области